Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей в 2007 – 2008 учебном году.
Педагогический коллектив и коллектив классных руководителей в 2007–2008 учебном году продолжали внеучебную воспитательную работу, главной целью которой являлась духовно – нравственная, физически и интеллектуально зрелая личность, обладающая богатой внутренней и внешней культурой, способная к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности, располагающая потребностями и способностью к самопознанию, само активизации, самореализации, самоопределению и саморазвитию.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- Активизировать деятельность школьного самоуправления. Развивать инициативу учащихся через учебу активов классов.
- Активизировать деятельность по поддержке и укреплению школьных традиций, способствующих созданию сплоченного коллектива (наряду с традиционными мероприятиями постепенно вводить новые и превращать их в традицию).
- Организовать волонтерское движение как форму профилактической работы.
- Продолжить работу по организации всеобучей для родителей по вопросам правовых знаний и по охране здоровья и детства. Запланировать как теоретические вопросы, так и практические.
- Усилить работу по формированию здорового образа жизни и физического здоровья учащихся.
- Усилить работу по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения.
- Продолжить работу Школы молодого педагога, наряду с теоретическими занятиями организовать уроки-практикумы с целью закрепления полученных знаний в воспитательной деятельности молодых педагогов.
- Повысить результаты деятельности детской школьной общественной организации «Земляне» при участии в общегородских мероприятиях.
- Продолжить работу по профилактике суицида, уделив особое внимание повышению уровня знаний педагогов по проблеме суицида.
- Закрепить положительные результаты по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
- Повысить количество учащихся, занятых в учреждениях дополнительного образования.
Решению поставленных задач была призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- Работа по приобщению семьи к процессу воспитания детей и подростков.
- Массовое участие в культурном организованном досуге.
- Развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся.
- Привлечение учащихся к духовно – нравственным ценностям человечества.
- Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся.
В истекшем учебном году выявились следующие проблемы и недостатки в организации воспитательной работы:
- недостаточная теоретическая база классных руководителей;
- не уменьшилось количество учащихся из неблагополучных семей и случаев неудовлетворительного выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.
В 2007 – 2008 учебном году прошли интересные МО классных руководителей, наиболее нужными и полезными (по анкетам классных руководителей) оказались прослушанные темы:
1. Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки ( Анищенко Н.В., Моргулис Н.Е.)
2. Развитие способности ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации. (Анищенко Н.В., Моргулис Н.Е.)
3. Формирование детских проблем и их учет в образовательном процессе. (Яснова Л.Т.)
4. Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответственности. (Кочубей О.Г., Анищенко Н.В.)
Проделанная работа МО позволила в 2007 – 2008 учебном году еще более активизировать деятельность классных руководителей, превратить в реальных участников, а не пассивных слушателей, что расширило не только теоретический уровень знаний и умений, но и практических навыков в воспитании учащихся, в налаживании контактов с родителями.
На совещаниях при директоре, планерках постоянно курировались вопросы воспитательной деятельности коллектива школы:
- Досуговая занятость учащихся ( во время учебного года и в период летних каникул).
- Реализация основных направлений воспитательной работы школы на 2006– 2007учебный год.
- Нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое, общественно – политическое просвещение учащихся в урочное и внеурочное время.
- Организация дежурства классов, классных руководителей, дежурных администраторов.
- Деятельность классных руководителей по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности.
- Деятельность классных руководителей по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании.
- Работа Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- Работа МО классных руководителей.
- Работа с опекаемыми и подопечными учащимися школы.
- Работа с родителями.
- Работа детской школьной общественной организации «Земляне».
- Работа школы с другими учреждениями и организациями города. Межведомственное взаимодействие.
- Работа школьных кружков и секций.
- Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности.
- Итоги внутришкольного контроля за воспитательной работой.
На планерках обсуждались вопросы, связанные с текущей работой и подготовкой к общешкольным и городским мероприятиям:
- общие организационные вопросы
- финансирование
- назначение ответственных
- контроль
Общими усилиями администрации школы и педагогического коллектива эти вопросы решались.
На педагогических советах также заслушивались вопросы воспитательной работы:
- Об итогах работы педагогического коллектива школы в 2006-2007 учебном году и задачах на новый учебный год (август).
- Об организации работы Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних и утверждение членов Совета профилактики (август).
- Об утверждении списков учащихся МОУ–СОШ №14, состоящих на внутришкольном профилактическом учете и учащихся из неблагополучных семей в 2007 – 2008 учебном году (август).
В истекшем учебном году была поставлена на должный уровень работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя. Кроме работы М О классных руководителей в течение учебного года классные руководители получали консультации узких специалистов по вопросам воспитательной деятельности. В качестве консультантов по своему направлению выступали следующие учителя и сотрудники школы:
- Анищенко Н.В. - зам. директора по ВР.
- Моргулис Н.Е. – педагог – психолог.
- Балыбин С.М. – школьный инспектор.
- Маркосова О.Н. – школьный библиотекарь.
- Экикянц Ю.А. – школьная медсестра.
- Мариченко М.С. – старшая вожатая.
- Савоська Н.В. – социальный педагог
Помимо этого была организована работа инициативных творческих групп по подготовке общественных дел, оказывалась методическая и практическая помощь в работе с детьми с девиантным поведением и с родителями учащихся. Что, безусловно, повысило уровень компетентности педагогических кадров школы.
В 2007 – 2008 учебном году проводилась большая работа по поддержке и укреплению школьных традиций, способствующих созданию сплоченного коллектива. В истекшем учебном году прошло множество общешкольных культурно-массовых мероприятий, которые соответствовали всем направлениям воспитательной системы школы. Проведенное среди учителей и учащихся анкетирование показало, что наиболее интересными и полезными были следующие мероприятия:
1. Смотр-конкурс художественной самодеятельности среди учащихся 2-11 классов «Алло, мы ищем таланты!».
- «Осенний бал»
- Мероприятия, посвященные Дню матери
- Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
- Мероприятия, посвященные Всемирному Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
- «Сказочный калейдоскоп»
- «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Новогодние и рождественские мероприятия.
- «Путешествие по сказках»
- Вечер встречи выпускников.
- Мероприятия, посвященные 50-летию школы.
- «А, ну-ка, мальчики!»
- Мероприятия, посвященные Международному женскому дню.
- Мероприятия, посвященные Дню Победы над фашистскими захватчиками.
- Последний звонок.
В следующем учебном году следует продолжать эту деятельность, наряду с традиционными мероприятиями постепенно вводить новые и превращать их в традицию.
Особенно удались мероприятия, связанные с празднованием 50-летнего Юбилея школы. Учителя и учащиеся школы проделали огромную поисковую работу: были подведены итоги жизни школы за 50 лет,
пополнен архив новыми документами, систематизирован материал о школе, собраны фото- и видеоматериалы, нынешние учащиеся школы познакомились с историей школы, ее традициями. В каждом классе прошли классные часы «Наша школа вчера, сегодня и завтра», конкурсы рисунков, проектов, плакатов, сочинений.
В прошедшем учебном году большое место занимала работа с родителями учащихся с целью оказания помощи семье в решении проблем воспитания. Была организована работа общешкольного родительского комитета. Один раз в четверть проводились заседания родительского актива, проходили общешкольные родительские собрания. В течение учебного года родители получали консультации по различным вопросам. По планам классных руководителей проводились классные родительские собрания.
К положительным результатам в этом направлении работы следует отнести уменьшение пропусков занятий учащимися без уважительной причины, быстрое и своевременное решение проблем в системе:
Благодаря успешной совместной деятельности между педагогическим коллективом и родителями учащихся, решались вопросы организации охраны школы, ремонта, пополнения библиотечного фонда. В истекшем учебном году были организованы и проведены всеобучи для родителей по вопросам правовых знаний и проблемам охраны здоровья и детства, что позволило повысить уровень знаний родителей по вопросам воспитания, установить более тесный контакт между семьей и школой.
Работа детской школьной общественной организации «Земляне» в 2007–2008 учебном году стала стабилизироваться. В среднее звено этой организации «Пионеры Кубани» в мае 2008 года вступили еще 70 человек: (5 «а» - классный руководитель Кочубей О.Г., 5 «б» - классный руководитель Дегтярева О.В., 5 «в» класс – классный руководитель Клюйкина О.Б.). Остальные члены детской школьной общественной организации «Земляне» 1 – 4 классы, 9 – 11 классы принимали участие в общественной жизни школы и своих классов, а также в городских мероприятиях по линии общественных организаций. Школа приняла участие в следующих общегородских мероприятиях:
- праздничные мероприятия, посвященные 70-летию со дня образования Краснодарского края, 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель, Дню города;
- конкурс детского рисунка «Кубань олимпийская»;
- конкурс сочинений «Страна, в которой я буду жить» (Ученица 11а класса Катаргинова Ольга получила грамоту от Армавирского отделения партии «Единая Россия»
- городская акция «Школа – территория здоровья» (работы Клюйкиной Виктории (5в класс), Петренко Натальи (9а класс), Петренко Светланы (7а класс), Яцунскас Евгении (10а класс) были направлены на городскую выставку);
- городской конкурс «Дети Кубани против наркотиков» (грамоты получили Чернова Юлия (11а класс), Кравченко Марина (10а класс);
- фотоконкурс «Ты Кубань, ты наша Родина»;
- выставка-форум «Православная Русь – ко Дню народного единства»;
- городской конкурс рисунков ко Дню милиции (Седова Анастасия ученица 5а класса заняла 2 место);
- городская выставка детского декоративно-прикладного творчества;
- Российский конкурс «Святые заступники Руси» (12 учащихся стали призерами конкурса и получили грамоты и памятные подарки);
- ежемесячная городская игра «Что? Где? Когда?»;
- акция в рамках краевой программы «Качество»;
- краевой художественный и литературный конкурс «Служба спасения 01», посвященный 17-летию МЧС России и 359 годовщине со Дня образования пожарной охраны России ( ученик 7в класса Есионов Андрей получил грамоту и памятный подарок от ГУ МЧС за разработку в области компьютерных технологий);
- политехническая олимпиада «Авиация и космонавтика» (1 место)
- мероприятия в рамках месячника «Кубанская семья»;
- городской конкурс «Безопасная дорога» (ученица 4а класса Бачуло Вера заняла 3 место за стихотворение «Три друга пешехода в любое время года»);
- Городской конкурс патриотической песни, посвященный 65-ой годовщине освобождения города Армавира от фашистских захватчиков;
- городской конкурс, посвященный «Дню пожарной охраны» (2 место, команда школы награждена грамотами, памятными призами и путевками в детский оздоровительный лагерь в п.Джубга);
- городской конкурс «Лучший информационный материал, посвященный пропаганде здорового образа жизни» (1 место);
- мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань- край ратной и воинской славы»;
- конкурс изобразительного творчества «Пасха в кубанской семье»;
- городская игра «Имею право»;
- первый открытый региональный конкурс юных и молодых эстрадных исполнителей и танцевальных коллективов «Звездный серпантин» (награждены грамотами дипломантов и лауреатов конкурса);
- городские мероприятия, посвященные Дню защиты детей «Краски моего дня», «Радуга творчества»;
- прием в ряды АГО ККДОО «Пионеры Кубани» учащихся 5-х классов;
- мероприятия, посвященные Году семьи;
- игра «Зарница – 2008»
Большое внимание уделялось гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Были проведены мероприятия, способствующие углублению знаний об историческом наследии Краснодарского края, его традициях и перспективах, формированию уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения, укреплению единства и дружбы народов, мотивации поисковой и исследовательской деятельности учащихся:
урок гражданственности «Кубань – моя, степная дочь России»; смотр отрядов 1-4 классов, мероприятия, посвященные Всеобщему Дню детей на тему «Кубань – территория детского права» (Ролевые игры «Предвыборный штаб», «Выбираем старосту класса», классные часы «Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка», викторина правовых знаний «Права человека глазами детей»);поздравление ветеранов с Днем пожилого человека; участие в фотоконкурсе «Ты Кубань, ты наша Родина», работы представлены на школьном стенде; знакомство с уникальными экспонатами из фондов Армавирского краеведческого музея.
Была разработана система мероприятий по приобщению детей к изучению вопросов безопасности, в которых наряду с профилактикой пожаров, чрезвычайных ситуаций и гибели людей на них, изучением безопасного поведения на улицах и дорогах проводится пропаганда детского художественного и литературного творчества, выявление и поощрение одаренных детей.
Систематически проводились экскурсии в ПЧ №45, встречи с работниками МЧС.
Проведена серьезная профилактическая работа среди детей и подростков по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, по антинаркотическому просвещению, популяризации физической культуры и спорта. Приняли участие в городских акции «Уроки для детей и их родителей», конкурсе «Школа - территория здоровья». За активное участие в городском конкурсе «Дети Кубани против наркотиков»;
Для учащихся 9-11-х классов была организована встреча с представителями реабилитационно-оздоровительного православного центра
В преддверии «Года семьи» и с его наступлением уделялось большое внимание работе по направлению «Школа и семья», которая направлена на укрепление семьи, привлечение внимания к базовым семейным ценностям, пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
В истекшем учебном году была продолжена работа по укреплению школьного самоуправления. На собраниях актива школы обсуждались текущие общественные дела, проводилась работа с инициативными творческими группами по подготовке к общешкольным культурно–массовым мероприятиям. В следующем учебном году необходимо развивать инициативу самих учащихся через учебу активов классов.
В 2007–2008 учебном году инспектором по охране прав детства Савоська Н.В. проводилась работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. В 2007-2008 учебном году таких детей было 11.
В течение 2007-2008 учебного года подопечные регулярно обеспечивались льготными ученическими проездными билетами на троллейбус. Общественным инспектором Савоська Н.В. регулярно проводились профилактические беседы с опекунами и опекаемыми с целью осуществления контроля за их состоянием здоровья, успеваемостью и досуговой занятостью (кружки, секции, дополнительное образование). Контрольные обследования условий жизни и воспитания проводились регулярно. Акты, составленные по результатам обследования, были предоставлены в отдел опекунства УО. Было установлено, что условия жизни и воспитания подопечных МОУ-СОШ № 14 хорошие, дети обеспечены всем необходимым, чувствуют себя комфортно. Опекуны интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают детям в учебе, выполнении домашних заданий, т. е. в полной мере выполняют обязанности родителей.
В истекшем учебном году проводилась большая работа по профилактике детского и подросткового суицида. Педагогом – психологом Моргулис Н.Е. и заместителем директора по ВР Анищенко Н.В. был составлен план работы по этому направлению. В течение учебного года проводились консультации для педагогов, родителей и учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии реактивной депрессии. Систематически проводилась работа по психологическому сопровождению первоклассников (1 «А» класс – классный руководитель Яснова Л.Т., 1 «Б» класс – классный руководитель Алексеева С.А.) в период адаптации к школе ( исследование уровня адаптации детей в виде проективных методик «Несуществующее животное», «Ученье – свет, а неученье - тьма» и др.; занятия по профилактике дезадаптации с использованием метафорических сказок из серии «Лесная школа»).
Работа по психологическому сопровождению пятиклассников к новым условиям обучения была представлена следующими видами деятельности: - адаптационная игра «Наши учителя»;
- диагностические исследования уровня адаптации учащихся «Мотивация учения» и «Социометрия», с целью выявления детей, испытывающих трудности в обучении и общении, оказания им своевременной психологической помощи;
- с классными руководителями 5-х классов проводились беседы по анализу результатов исследования и планированию мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к новым условиям обучения и введению «непринятых» детей в коллектив.
С учащимися 3-х классов еженедельно проводились профилактические занятия по программе «Психологическая этика». Данная программа включала в себя знакомство с базовыми эмоциями, средствами самопомощи в стрессовой ситуации, повышение психологической компетентности детей в ситуации просьбы и отказа.
Данные занятия имели целью профилактику конфликтов, развитие умения управлять своими чувствами и эмоциями, способствовали формированию эмоциональной децентрации
В течение учебного года проводились индивидуальные психопрофилактические беседы с учащимися, входящими в «группу риска» на следующие темы: «Способы снятия эмоционального напряжения – профилактика стресса», «Моя линия жизни – перспектива будущего», «Стратегия разрешения трудных ситуаций», «Позитивное отношение к жизни, как ресурс личности», «Конфликт – неэффективное общение. Способы разрешения конфликтов» и другие.
С родителями учащихся школы также проводилась работа в данном направлении в виде сообщений на родительских собраниях на темы: «Агрессия и агрессивность. Причины проявления и способы коррекции», «Особенности адаптации первоклассников к школе, Психологическая поддержка детей в семье», «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».
С учащимися 8-х классов проведены занятия «Долой негативизм!» с целью развития возможностей позитивного восприятия жизни и обучения приемам саморегуляции. С учащимися 11-х классов - диагностические исследования с целью профилактики экзаменационного стресса. Учащиеся, испытывающие высокий уровень эмоциональной напряженности, получали индивидуальные консультации педагога – психолога.
С учащимися 9-х классов проведены занятия на тему «Личная перспектива жизни» с целью формирования личной ответственности за собственное будущее.
К положительным результатам воспитательной деятельности школы стоит отнести:
- Активную работу М О классных руководителей, повышения уровня знаний и практических навыков педагогов школы в воспитательной деятельности.
- Совместную работу педагогов школы с родителями учащихся.
- Стабилизацию в работе детской общественной организации «Земляне»
- Повышение активности учащихся в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий, проявление творческих способностей.
- Активное участие в городских мероприятиях, конкурсах.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
- Ученик – патриот и гражданин.
- формирование гражданской и правовой нравственности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание учащимися избранной или программы поведения для будущего самоопределения.
- Ученик и его нравственность.
- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства других людей;
- практическое применение нравственных знаний и умений;
- проекция сегодняшнего, нравственного облика человека нашего будущего и будущего близких и родных ему людей.
- Ученик и его интеллектуальные возможности.
- учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально
направленном общении и внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
- здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
- Ученик и его здоровье.
- сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психологического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
- Общение и досуг ученика.
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
- Ученик и его семья.
- семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободных от любых форм насилия;
- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей