Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
Краснодарский край, город Армавир

Анализ воспитательной работы

МОУ СОШ №14 в 2007-2008

Приоритетный национальный проект "Образование"

 

Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей в 2007 – 2008 учебном году.

Педагогический коллектив и коллектив классных руководителей в 2007–2008 учебном году продолжали  внеучебную воспитательную работу, главной целью которой являлась духовно – нравственная, физически и интеллектуально зрелая личность, обладающая богатой внутренней и внешней культурой, способная к активной творческой, преобразующей и полезной деятельности, располагающая потребностями и способностью к самопознанию, само активизации, самореализации, самоопределению и саморазвитию.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Активизировать деятельность школьного самоуправления. Развивать инициативу учащихся через учебу активов классов.
  2. Активизировать деятельность по поддержке и укреплению школьных традиций, способствующих созданию сплоченного коллектива (наряду с традиционными мероприятиями постепенно вводить новые и превращать их в традицию).
  3. Организовать волонтерское движение как форму профилактической работы.
  4. Продолжить работу по организации всеобучей для родителей по вопросам правовых знаний и по охране здоровья и детства. Запланировать как теоретические вопросы, так и практические.
  5. Усилить работу по формированию здорового образа жизни и физического здоровья учащихся.
  6. Усилить работу по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения.
  7. Продолжить работу Школы молодого педагога, наряду с теоретическими занятиями организовать уроки-практикумы с целью закрепления полученных знаний в воспитательной деятельности молодых педагогов.
  8. Повысить результаты деятельности детской школьной общественной организации «Земляне» при участии в общегородских мероприятиях.
  9. Продолжить работу по профилактике суицида, уделив особое внимание повышению уровня знаний педагогов по проблеме суицида.
  10. Закрепить положительные результаты по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
  11. Повысить количество учащихся, занятых в учреждениях дополнительного образования.

Решению поставленных задач была призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  1. Работа по приобщению семьи к процессу воспитания детей  и подростков.
  2. Массовое участие в культурном организованном досуге.
  3. Развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся.
  4. Привлечение учащихся к духовно – нравственным ценностям человечества.
  5. Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся.

В истекшем учебном году выявились следующие проблемы и недостатки в организации воспитательной работы:
- недостаточная теоретическая база классных руководителей;
- не уменьшилось количество учащихся из неблагополучных семей и случаев неудовлетворительного выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.
В 2007 – 2008 учебном году прошли интересные                МО классных руководителей, наиболее нужными и полезными (по анкетам классных руководителей) оказались прослушанные темы:
1. Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки ( Анищенко Н.В., Моргулис Н.Е.)
2. Развитие способности ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации. (Анищенко Н.В., Моргулис Н.Е.)
3. Формирование детских проблем и их учет в образовательном процессе. (Яснова Л.Т.)
4. Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответственности. (Кочубей О.Г., Анищенко Н.В.)
Проделанная работа МО позволила в 2007 – 2008 учебном году еще более активизировать деятельность классных руководителей, превратить в реальных участников, а не пассивных слушателей, что расширило не только теоретический уровень знаний и умений, но и практических навыков в воспитании учащихся, в налаживании контактов с родителями.
На совещаниях при директоре, планерках постоянно курировались вопросы воспитательной деятельности коллектива школы:

  1. Досуговая занятость учащихся  ( во время учебного года и в период летних каникул).
  2. Реализация основных направлений воспитательной работы школы на 2006– 2007учебный год.
  3. Нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое, общественно – политическое просвещение учащихся в урочное и внеурочное время.
  4. Организация дежурства классов, классных руководителей, дежурных администраторов.
  5. Деятельность классных руководителей по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности.
  6. Деятельность классных руководителей по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании.
  7. Работа Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  8. Работа МО классных руководителей.
  9. Работа с опекаемыми и подопечными учащимися школы.
  10. Работа с родителями.
  11. Работа детской школьной общественной организации «Земляне».
  12. Работа школы с другими учреждениями и организациями города. Межведомственное взаимодействие.
  13. Работа школьных кружков и секций.
  14. Работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности.
  15. Итоги внутришкольного контроля за воспитательной работой.

На планерках обсуждались  вопросы, связанные с текущей работой и подготовкой к общешкольным и городским мероприятиям:

    1. общие организационные вопросы
    2. финансирование
    3. назначение ответственных
    4. контроль

Общими усилиями администрации школы и педагогического коллектива эти вопросы решались.
На педагогических советах также заслушивались вопросы  воспитательной работы:

  1. Об итогах работы педагогического коллектива школы в 2006-2007 учебном году и задачах на новый учебный год (август).
  2. Об организации работы Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних и утверждение членов Совета профилактики (август).
  3. Об утверждении списков учащихся МОУ–СОШ №14, состоящих на внутришкольном профилактическом учете и учащихся из неблагополучных семей в 2007 – 2008 учебном году (август).

В истекшем учебном году была поставлена на должный уровень работа  с педагогическими  кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя. Кроме работы М О классных руководителей в течение учебного года классные руководители получали консультации узких специалистов по вопросам воспитательной деятельности. В качестве консультантов по своему направлению выступали следующие учителя и сотрудники школы:

  1. Анищенко Н.В. -  зам. директора по ВР.
  2. Моргулис Н.Е. – педагог – психолог.
  3. Балыбин С.М. – школьный инспектор.
  4. Маркосова О.Н. – школьный библиотекарь.
  5. Экикянц Ю.А. – школьная медсестра.
  6. Мариченко М.С. – старшая вожатая.
  7. Савоська Н.В. – социальный педагог

Помимо этого была организована работа инициативных творческих групп по подготовке общественных дел, оказывалась методическая и практическая помощь в работе с детьми с девиантным поведением и с родителями учащихся. Что, безусловно, повысило уровень компетентности педагогических кадров школы.
В 2007 – 2008 учебном году проводилась большая работа по поддержке и укреплению школьных традиций, способствующих созданию сплоченного коллектива. В истекшем учебном году прошло множество общешкольных культурно-массовых мероприятий, которые соответствовали всем направлениям воспитательной системы школы. Проведенное среди учителей и учащихся  анкетирование показало, что наиболее интересными и полезными были следующие мероприятия:
1.   Смотр-конкурс художественной самодеятельности среди учащихся 2-11 классов «Алло, мы ищем таланты!».

  1. «Осенний бал»
  2. Мероприятия, посвященные Дню матери
  3. Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
  4. Мероприятия, посвященные Всемирному Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом.
  5. «Сказочный калейдоскоп»
  6. «Мама, папа, я – спортивная семья!»
  7. Новогодние и рождественские мероприятия.
  8. «Путешествие по сказках»
  9. Вечер встречи выпускников.
  10. Мероприятия, посвященные 50-летию школы.
  11. «А, ну-ка, мальчики!»
  12. Мероприятия, посвященные Международному женскому дню.
  13. Мероприятия, посвященные Дню Победы над фашистскими захватчиками.
  14. Последний звонок.

В следующем учебном году следует продолжать эту деятельность, наряду с традиционными мероприятиями постепенно вводить новые и превращать их в традицию.
Особенно удались мероприятия, связанные с празднованием 50-летнего Юбилея школы. Учителя и учащиеся школы проделали огромную поисковую работу: были подведены итоги жизни школы за 50 лет,
пополнен архив новыми документами, систематизирован материал о школе, собраны фото- и видеоматериалы, нынешние учащиеся школы познакомились с историей школы, ее традициями. В каждом классе прошли классные часы «Наша школа вчера, сегодня  и завтра», конкурсы рисунков, проектов, плакатов, сочинений.
В прошедшем учебном году большое место занимала работа с родителями учащихся с целью оказания помощи семье в решении проблем воспитания. Была организована работа общешкольного родительского комитета. Один раз в четверть проводились заседания родительского актива, проходили общешкольные родительские собрания. В течение учебного года родители получали консультации по различным  вопросам. По планам классных руководителей проводились классные родительские собрания.
К положительным результатам в этом направлении работы следует отнести уменьшение пропусков занятий учащимися  без уважительной причины, быстрое и своевременное решение проблем в системе:

Благодаря успешной совместной деятельности между педагогическим коллективом и родителями учащихся, решались вопросы организации охраны школы, ремонта, пополнения библиотечного фонда. В истекшем учебном году были организованы и проведены всеобучи для родителей по вопросам правовых знаний и проблемам охраны здоровья и детства, что позволило повысить уровень знаний родителей по вопросам воспитания, установить более тесный контакт между семьей и школой.
Работа детской школьной общественной организации «Земляне» в 2007–2008 учебном году стала стабилизироваться. В среднее звено этой организации «Пионеры Кубани» в мае 2008 года вступили еще 70 человек: (5 «а» - классный руководитель Кочубей О.Г., 5 «б» - классный руководитель Дегтярева О.В., 5 «в» класс – классный руководитель Клюйкина О.Б.). Остальные члены детской школьной общественной организации «Земляне» 1 – 4 классы, 9 – 11 классы принимали участие в общественной жизни школы и своих классов, а также в городских мероприятиях по линии общественных организаций. Школа приняла участие в следующих общегородских мероприятиях:

  1. праздничные мероприятия, посвященные 70-летию со дня образования Краснодарского края, 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель, Дню города;
  2. конкурс детского рисунка «Кубань олимпийская»;
  3. конкурс сочинений «Страна, в которой я буду жить» (Ученица 11а класса Катаргинова Ольга получила грамоту от Армавирского отделения партии «Единая Россия»
  4. городская акция «Школа – территория здоровья» (работы Клюйкиной Виктории (5в класс), Петренко Натальи (9а класс), Петренко Светланы (7а класс), Яцунскас Евгении (10а класс) были направлены на городскую выставку);
  5. городской конкурс «Дети Кубани против наркотиков» (грамоты получили  Чернова Юлия (11а класс), Кравченко Марина (10а класс);
  6. фотоконкурс «Ты Кубань, ты наша Родина»;
  7. выставка-форум «Православная Русь – ко Дню народного единства»;
  8. городской конкурс рисунков ко Дню милиции (Седова Анастасия ученица 5а класса заняла 2 место);
  9. городская выставка детского декоративно-прикладного творчества;
  10. Российский конкурс «Святые заступники Руси» (12 учащихся стали призерами конкурса и получили грамоты и памятные подарки);
  11. ежемесячная городская игра «Что? Где? Когда?»;
  12. акция в рамках краевой программы «Качество»;
  13. краевой художественный и литературный конкурс «Служба спасения 01», посвященный 17-летию МЧС России и 359 годовщине со Дня образования пожарной охраны России ( ученик 7в класса Есионов Андрей получил грамоту и памятный подарок от ГУ МЧС за разработку в области компьютерных технологий);
  14. политехническая олимпиада «Авиация и космонавтика» (1 место)
  15. мероприятия в рамках месячника «Кубанская семья»;
  16. городской конкурс «Безопасная дорога» (ученица 4а класса Бачуло Вера заняла 3 место за стихотворение «Три друга пешехода в любое время года»);
  17. Городской конкурс патриотической песни, посвященный 65-ой годовщине освобождения города Армавира от фашистских захватчиков;
  18. городской конкурс, посвященный «Дню пожарной охраны» (2 место, команда школы награждена грамотами, памятными призами и путевками в детский оздоровительный лагерь в п.Джубга);
  19. городской конкурс «Лучший информационный материал, посвященный пропаганде здорового образа жизни» (1 место);
  20. мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань- край ратной и воинской славы»;
  21. конкурс изобразительного творчества «Пасха в кубанской семье»;
  22. городская игра «Имею право»;
  23. первый открытый региональный конкурс юных и молодых эстрадных исполнителей и танцевальных коллективов «Звездный серпантин» (награждены грамотами дипломантов и лауреатов конкурса);
  24. городские мероприятия, посвященные Дню защиты детей «Краски моего дня», «Радуга творчества»;
  25. прием в ряды АГО ККДОО «Пионеры Кубани» учащихся 5-х классов;
  26. мероприятия, посвященные Году семьи;
  27. игра «Зарница – 2008»

Большое внимание уделялось гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Были проведены мероприятия, способствующие углублению знаний об историческом наследии Краснодарского края, его традициях и перспективах, формированию уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения, укреплению единства и дружбы народов, мотивации поисковой и исследовательской деятельности учащихся:
урок гражданственности «Кубань – моя, степная дочь России»; смотр отрядов 1-4 классов, мероприятия, посвященные Всеобщему Дню детей на тему «Кубань – территория детского права» (Ролевые игры «Предвыборный штаб», «Выбираем старосту класса», классные часы «Путешествие по страницам Конвенции о правах ребенка», викторина правовых знаний «Права человека глазами детей»);поздравление ветеранов с Днем пожилого человека; участие в фотоконкурсе «Ты Кубань, ты наша Родина», работы представлены на школьном стенде; знакомство с уникальными экспонатами из фондов Армавирского краеведческого музея.
Была разработана  система мероприятий по приобщению детей к изучению вопросов безопасности, в которых наряду с профилактикой пожаров, чрезвычайных ситуаций и гибели людей на них, изучением безопасного поведения на улицах и дорогах проводится  пропаганда детского художественного и литературного творчества, выявление и поощрение одаренных детей.
Систематически проводились экскурсии в ПЧ №45, встречи с работниками МЧС.
Проведена серьезная профилактическая работа среди детей и подростков по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, по антинаркотическому просвещению, популяризации физической культуры и спорта. Приняли участие в городских акции «Уроки для детей и их родителей», конкурсе «Школа - территория здоровья». За активное участие в городском конкурсе «Дети Кубани против наркотиков»;
Для учащихся 9-11-х классов была организована  встреча с представителями реабилитационно-оздоровительного православного центра
В преддверии «Года семьи» и с его наступлением уделялось большое внимание работе по направлению «Школа и семья», которая направлена на укрепление семьи, привлечение внимания к базовым семейным ценностям, пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
В истекшем учебном году была продолжена работа по укреплению школьного самоуправления. На собраниях актива школы обсуждались текущие общественные дела, проводилась работа с инициативными творческими группами по подготовке к общешкольным культурно–массовым мероприятиям. В следующем учебном году необходимо развивать инициативу самих учащихся через учебу активов классов.
В 2007–2008 учебном году инспектором по охране прав  детства Савоська Н.В. проводилась работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. В 2007-2008 учебном году таких детей было 11.
В течение 2007-2008 учебного года подопечные регулярно обеспечивались льготными ученическими проездными билетами на троллейбус.  Общественным инспектором Савоська Н.В.  регулярно проводились профилактические беседы с опекунами и опекаемыми с целью осуществления контроля за их состоянием здоровья, успеваемостью и досуговой занятостью (кружки, секции, дополнительное образование). Контрольные обследования условий жизни и воспитания проводились регулярно. Акты, составленные по результатам обследования, были предоставлены в отдел опекунства УО. Было установлено, что условия жизни и воспитания подопечных МОУ-СОШ № 14 хорошие, дети обеспечены всем необходимым, чувствуют себя комфортно. Опекуны интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают детям в учебе, выполнении домашних заданий, т. е. в полной мере выполняют обязанности родителей.
В истекшем учебном году проводилась большая работа по профилактике детского и подросткового суицида. Педагогом – психологом Моргулис Н.Е. и заместителем директора по ВР Анищенко Н.В. был составлен план работы по этому направлению. В течение учебного года проводились консультации для педагогов, родителей и учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии реактивной депрессии. Систематически проводилась работа по психологическому сопровождению первоклассников (1 «А» класс – классный руководитель Яснова Л.Т., 1 «Б» класс – классный руководитель Алексеева С.А.) в период адаптации к школе ( исследование уровня адаптации детей в виде проективных методик «Несуществующее животное», «Ученье – свет, а неученье - тьма» и др.; занятия по профилактике дезадаптации с использованием метафорических сказок из серии «Лесная школа»).
Работа по психологическому сопровождению пятиклассников к новым условиям обучения была представлена следующими видами деятельности: - адаптационная игра «Наши учителя»;
- диагностические исследования уровня адаптации учащихся «Мотивация учения»  и «Социометрия», с целью выявления детей, испытывающих трудности в обучении и общении, оказания им своевременной психологической помощи;
- с классными руководителями 5-х классов проводились беседы по анализу результатов исследования и планированию мер помощи учащимся, испытывающим  трудности в адаптации к новым условиям обучения и введению «непринятых» детей в коллектив.
С учащимися 3-х классов еженедельно проводились профилактические занятия по программе «Психологическая этика». Данная программа включала в себя знакомство с базовыми эмоциями, средствами самопомощи в стрессовой ситуации, повышение психологической компетентности детей в ситуации просьбы и отказа.
Данные занятия имели целью профилактику конфликтов, развитие умения управлять своими чувствами и эмоциями, способствовали формированию эмоциональной децентрации
В течение учебного года проводились индивидуальные психопрофилактические беседы с учащимися, входящими в «группу риска» на следующие темы: «Способы снятия эмоционального напряжения – профилактика стресса», «Моя линия жизни – перспектива будущего», «Стратегия разрешения трудных ситуаций», «Позитивное отношение к жизни, как ресурс личности», «Конфликт – неэффективное общение. Способы разрешения конфликтов» и другие.
С родителями учащихся школы также проводилась работа в данном направлении в виде сообщений на родительских собраниях на темы: «Агрессия и агрессивность. Причины проявления и способы коррекции», «Особенности адаптации первоклассников к школе, Психологическая поддержка детей в семье», «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».
С учащимися 8-х классов проведены занятия «Долой негативизм!» с целью развития возможностей позитивного восприятия жизни и обучения приемам саморегуляции. С учащимися 11-х классов - диагностические исследования с целью профилактики экзаменационного стресса. Учащиеся, испытывающие высокий уровень эмоциональной напряженности, получали  индивидуальные консультации педагога – психолога.
С учащимися 9-х классов проведены занятия на тему «Личная перспектива жизни» с целью формирования личной ответственности за собственное будущее.
К положительным результатам  воспитательной деятельности школы стоит отнести:

  1. Активную работу М О классных руководителей, повышения уровня знаний и практических навыков педагогов школы  в воспитательной деятельности.
  2. Совместную работу педагогов школы с родителями учащихся.
  3. Стабилизацию в работе детской общественной организации «Земляне»
  4. Повышение активности учащихся в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий, проявление творческих способностей.
  5. Активное участие в городских мероприятиях, конкурсах.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

    1. Ученик – патриот и гражданин.

- формирование гражданской и правовой нравственности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание учащимися избранной или программы поведения для будущего самоопределения.

    1. Ученик и его нравственность.

- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства других людей;
- практическое применение нравственных знаний и умений;
- проекция сегодняшнего, нравственного облика человека нашего будущего и будущего близких и родных ему людей.

    1. Ученик и его интеллектуальные возможности.

       - учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально
направленном общении и внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
- здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях. 

    1. Ученик и его здоровье.

     - сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психологического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

    1. Общение и досуг ученика.

           - формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

    1. Ученик и его семья.

   - семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободных от любых форм насилия;
- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей 

 

 

| Об использовании материалов сайта | Контакты | ©2008 МОУ-СОШ №14

Hosted by uCoz