Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
Краснодарский край, город Армавир

Вопросы культуры речи на уроках русского языка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Клюйкиной Ольги Борисовны

Приоритетный национальный проект "Образование"


Жизнь требует культуры общения в семье, культуры речевого поведения в различного рода дискуссиях, культуры профессионального общения и т.д. Конечно же, учитель родного языка прежде всего должен заботиться о том, чтобы ученики школы владели «хорошей, живо сказанной речью» (В.И. Чернышев).

Вопросы культуры речи при изучении русского языка актуальны как никогда. Особое внимание уделяю работе над орфоэпическими нормами . Как выработать правильное произношение слов? Механическое заучивание не дает положительных результатов .

В своей работе использую игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает работоспособность, развивает творчество. Различные занимательные стихотворения, сказки, рисунки, инсценировки благотворно влияют на отношение ребят в русскому языку как к учебному предмету, способствуют усвоению сложного теоретического материала, развитию внимания, фантазии , различных видов памяти.

Прекрасным дидактическим материалом в формировании навыков литературного произношения являются мнемонические стихи. (Мнемоника — «искусство запоминания», когда то, что необходимо запомнить, облекается в рифмованные строки.) Эти стихотворения дают возможность выучить, например, важное правило или трудно запоминающиеся слова).

Выполняя договоры,
Инженеры и шоферы,
Столяры и маляры -
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы...

Мы все верно говорим, мы не звоним, а звоним.
Ты все верно говоришь, ты не звонишь,а звонишь.

Сегодня - тошнота, вчера - в костях ломОта.
К тому же дремОта не пускает за ворОта.
И лавки зАняты, и печка занятА.
Ворота Отперты, дверь не отпертА.


Правильное ударение в слове баловать легко
запомнить в паре с глаголом целовать.

Запоминанию правильного ударения способствует
и отгадывание загадок. Вот некоторые из них:

Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь,
Неприметна, некрасива,
Называется .......(крапива)


Стелют на матрас меня
Называюсь... (простыня)

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный....... (каталог)

При изучении темы " Ударение " предлагаю учащимся знаменитую песенку из передачи "Радионяня"

Ударение- мать учения

Кто с правилами дружен,
Тот твердо убежден:
ФарофОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужон.

Купить мы можем твОрог
И превратить в творОг,
Но превращать в катАлог
Не стоит каталОг.

И если в магазин вдруг,
ПортфЕли завезли,
То не ходи в магАзин,
Не купишь портфелИ.

Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То везет не шОфер,
А нас везет шофЕр.

И пусть нигде не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.

Аесли вы в театр
Явились,например,
То не ходите в пАртер,
Пожалуйте в партЕр.

Про наши наставления
Ты, школьник, не забудь
И в школе к ударениям
Внимательнее будь.

К ним относись серьезно,
Не ставь их кое-как,
Иначе будет поздно,
Ты попадешь впросак.

Верное употребление глаголов ОДЕТЬ-НАДЕТЬ в предложении поможет усвоить выражение: "Одеть Надежду, надеть одежду". Ученики выполняют рисунки к двум предложениям : Одень ребенка и Одень пальто (действие,передаваемое глаголом одевать применительно к существительному пальто, будет означать"облеки пальто во что-нибудь")

Старшеклассникам предлагаю стихотворения В.А.Крылова и Н.Матвеевой.

Виктор Александрович Крылов (1838—1908) — русский драматург:

Любезный друг, не надо забывать,
Что одевать не значит надевать ;
Не надо путать эти выраженья,
У каждого из них своё значенье.
Запомнить это можно без труда:
Глагол « одеть » мы говорим, когда
На что-нибудь одежду одеваем ,
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
Иль иначе в одежду одеваем .
Себя нарядней хочешь ты одеть ,
Так должно платье новое надеть ,
И руку ты перчаткой одеваешь ,
Коли на руку ты перчатку надеваешь.
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа,
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.

Новелла Матвеева:

«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть :
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

Развивают воображение, зрительную память, способствуют усвоению акцентологическими нормами рисунки - подсказки к словам из орфоэпического словарика.

Использую в своей работе различные орфоэпические игры.

«Орфоэпические бои».

На таблице, изображающей «поле боя», пишутся слова, которые вызывают у школьников известные трудности в произношении. Выходя к доске, учащиеся поочередно молча показывают указкой друг другу слова, которые нужно произнести вслух. Если отвечающий ошибается, то ошибку исправляют всем классом. С произнесенными вслух словами составляются словосочетания и предложения.

ве'рба
г/сеница
до'чиста
жа'воронок
и'здали
и'зредка
не'нависть
па'стбище
се'лезень
сза'ди
си'лос
спе'реди
/голыцик
без /молку
хо'лодно
баловство'
догово'р
жестяно'й
заржаве'ть
незадо'лго
обуча'ть
позади'
поутр/
простыня'
протоко'л
развито'й
рассерди'лся
сирота'
столя'р
щаве'ль
взяла'
воро'та
двою'родный
дневни'к
добы'ча
жили'ще
задо'лго
зубча'тый
коклю'ш
конве'рт
крапи'ва
намерение
предме'т
поня'ть
реме'нь


Поставьте ударение.

Играющие списывают с контрольного листа слова, ставя ударение. (Можно использовать карточки ,которые ученики составляют для соседа .) Побеждает тот, кто не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество. Контрольный листок:

алфавит
арест
баловать
ворота
диалог,
договор
заржаветь
звонит.
звонят
искра
каталог
квартал
коклюш
комбайнер
красивее
кухонный

намерение
начать
нефтепровод
озлобленный
паралич
петля
по столу
прожил

процент
распоясался
ремень
столяр
украинский
щавель


Орфоэпическая задача

Вопрос: Что это за слова?

На доске вывешиваются карточки со словами.

 

Намаш пропка  
вада цырк брашура
станцыя жыр проз'ба

Ответ: так произносятся хорошо знакомые нам слова: вода, цирк, станция, брошюра, жир, намажь, просьба, пробка. В задаче эти слова даны в фонетической транс¬крипции, т. е. точно воспроизведено их звучание. По за¬конам произношения безударный звук о произносится как а, ц,ж,ш — всегда твердые, звонкий ж в конце слова (слабая позиция) произносится как ш; глухой с перед звонким б произносится как з. Конечный заударный а произносится кратко, и — знак краткости.

Тематическая игра.

Например «Школа», участники игры за¬писывают сначала слова с ударением на первом слоге ( школа), затем на втором слоге (портфель), потом на треть¬ем ( кабинет).

Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударени¬ях, тот и победил.

Орфоэпические мини-кроссворды.

Ударение в обоих словах падает на один и тот же по счету слог. Для подсказки указана буква, общая для двух слов.
1. По горизонтали: молодые люди (молодежь).
По вертикали: помещение для торговли (магазин).
2. По горизонтали: рабочий, изготавливающий изделия из
дерева (столяр).
По вертикали: нижний этаж зрительного зала с местами для публики (партер).
3. По горизонтали:отрезок, равный 10мм (сантиметр).
По вертикали: фигура человека или животного из дерева, металла, глины (статуя).
4. По горизонтали: название главы (заголовок).

По вертикали: отсутствие дождей, которое приводит к вы¬сыханию почвы и гибели растительности (засуха).
5.По вертикали: свободное от работы время ( досуг).
По горизонтали: водитель автомобиля (шофер)

9. Шарады. (Должны получиться омонимы.)
Я — травянистое растение Я — сборник карт; от ударения
С цветком сиреневого цвета, Зависят два моих значения.
Но переставьте ударение, Хочу — преображусь в название
И превращусь я в конфету. Блестящей, шелковистой ткани.

(Ирис — ирис). (Атлас — атлас)
Мы — для пильщиков подставка,
Мы — для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(Козлы — козлы)

При изучении темы «Множественное число имен существительных» учащиеся читают эти стихотворения.

В детской сказке колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.

Уважают человека
у туркмен,татар,узбеков,
у таджиков и армян,
умонголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.

Можно пригласить учеников на Фруктовый бал южных и северных фруктов и овощей . (Южные имеют окончание -ов, северные - нулевое)

Шесть гектаров апельсинов,
Баклажанов — грядок пять,
Яблок, груш и мандаринов,
Помидоров — не собрать .


Вопрос-шутка - необычное начало урока " Множественное число имен существительных" Один мальчик спрашивает: "Как правильно: "у рыбов нет зубов", "у рыбей нет зубей" или "у рыб нет зуб"?

Пословицы с использованием слова дело закрепляют правильный вариант произношения.

Дела как сажа бела.
Всех дел не переделаешь.
По твоим дела о тебе судят.
Жизнь дана на добрые дела.
Языком не спеши , а делами не смеши.
Умен на словах, да глуп на делах.( Определяем падежи.)

На уроках и во внеклассной работе использую инсценировки. Предложенное стихотворение разыгрывается в виде разговора пассажиров в автобусе, людей в очереди.

Тонкость выражений

Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
— Вы сейчас встаёте?..
Нам к ответу бы призвать этого героя:

«Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок,
И стараются в пути
Дяди или тёти
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаёте?..»
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече.
Заурядные у них
Обороты речи.
Никаких таких примет.
Только многократно
Там, где надо, там, где нет.
Слышится «обратно»:
— Главк обратно ордер дал
Нашему соседу:
- А у нас большой скандал
Был обратно в среду...
Я, бодрясь по мере сил,
У врача в передней
Ожидающих спросил:
Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:-
-В наши дни последних нет.
Я здесь крайний... Ясно?
Так сострил какой-то бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черёд
Со злорадством тайным:
— Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся... крайним.'

Ю. Благова

Чтец. Запомните! Из трамвая, троллейбуса выходят, а не встают и даже не сходят. У нас есть наречия опять, снова: я опять сделаю эту работу или я снова сделаю эту работу, но нельзя ни в коем случае говорить: я обратно сделаю эту работу. И, наконец, в очереди бывает последний, а не крайний, так как у очереди есть начало и конец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Rambler's Top100 | Об использовании материалов сайта | Контакты | ©2008 МОУ-СОШ №14

 

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz