Алексеева Светлана Анатольевна

Клуб веселых математиков

(КВМ)

Цели: развивать навыки устного счета, внимание, абстрактное мышление, логику; повышать интерес к математике; развивать речь, кругозор учащихся; способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование :  для участников – эмблемы, листы бумаги, ручки, карандаши; для ведущего – листы с заданиями для капитанов и команд.

Команды придумывают себе названия («Пятерочка», «Плюсики», «Нолики» и т. д.)

Жюри подводит итог через каждые два конкурса.

Ведущий:     Привет,  друзья! Сегодня в школе

                       Большой и интересный  день  -

                       Мы приготовили веселый,

                        Чудесный праздник – КВМ.

1 ученик.       Мы веселые ребята

                        Ине любим мы скучать

                        С удовольствием мы с вами

                        Будем в КВМ играть.

2 ученик.      Чтоб этот праздник, КВМ,

                       Вам по душе пришелся всем,

                       Иметь знания надо прочные,

                       Быть веселым и находчивым!

1 ученик.     А этот КВМ сейчас

                      Науке посвящается,

                      Что математикой у нас

                      С любовью называется.

2 ученик.    Ведь математика сумеет воспитать

                     Такую силу мысли,

                     Чтоб в нашей жизни все познать,

                      Измерить и исчислить.

Ведущий. Математика! Мир без тебя был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим  же совершить  необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.

1 конкурс. Разминка.  

1)      3 подружки, 3 сестрички

Заплели по 2 косички.

Задаю я вам вопрос:

«Сколько у сестричек кос?»

 

2)Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала.

Принесла уж девять раз.

Каков мышкин стал запас?

 

3)Девять расписных матрешек,

В каждой пять дочурок-крошек.

Если б дочки рядом встали,

Сколько б вы их насчитали?

 

4)Паслись на лугу семь телят,

Семь овец, семь коров, семь ягнят.

-Я мал,- говорит пастушок.

Собрал всех животных в кружок.

-А вот сосчитать не могу:

Их сколько всего на лугу?

 

5)Четырнадцать лыж у крылечка стоят.

А сколько на них каталось ребят?

 

6) Белка на ветках сушила грибы.

Грибов – 18, а веток – 3.

По сколько грибов, угадай-ка,

На ветку нанижет хозяйка?

 

2. Конкурс смекалистых.

1)Догадайся, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен  по определенному правилу:

5, 10, 15, 16, 20, 25, …

4, 8, 12, 15, 16, 20, …

54, 48, 42, 41, 36, …

72,  63, 60, 54, 45, …

2)Прочитай ребус, выполни вычисления:

Овал: 7 Овал: 7 Овал: 7
 


             • 7  =                                                                           =

3)Нарисуйте, как из 4 палочек, не ломая их, получить 7.

Ответ: VII

 

4)Нарисуйте, как из 4 палочек, не ломая их, получить 15. 

Ответ: XV

 

3.Конкурс капитанов.

Поставьте вместо вопросительных знаков подходящие цифры так, чтобы получились имена существительные:

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

I. Единица длины.

3.   Упражнение, для выполнения которого необходимо ду­мать, вычислять, записывать ответ.

4.  Русская мера счета, обозначающая «половина второго де­сятка».

5.  В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу.

6. Математическое действие.

7.  Прямоугольник с равными сторонами.

8. Однозначное число, любимое всеми школьниками.

9.  Математическое выражение, требующее выполнения не­которых действий над числами.

10.  Математический знак в виде отвесной черты (прямой, за­кругленной, фигурной).

II.  Фамилия древнегреческого математика.

По вертикали: 2. Школьный предмет, которому посвящен наш КВН.

Ответы.

По горизонтали: 1. Километр. 3. Задача. 4. Пятнадцать. 5. Дневник. 6. Умножение. 7. Квадрат. 8. Пять. 9. Пример. 10. Скобка. 11. Пифагор.

 

5. Конкурс «Аукцион». (Вопросы задаются не по очереди каждой команде, а сразу обеим: кто быстрее ответит.)

1.  Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?

2.  Шесть штук картофеля сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна штука?

3.  Чтобы сварился 1 кг мяса, требуется один час. За какое время сварится полкилограмма такого же мяса?

4. Можно ли разделить пять конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке?

5. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

 

6. Прочитай пословицу.

5  6  13  21  -  3  18  6  14  33,  17  16  20  6  23  6  -  25  1  19!

(Делу – время, потехе – час.)

 

7. Блицтурнир.

За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы.

Вопросы первой команде:

1)      Сколько хвостов у восьми коров?

2)      Сколько ушей у пяти мышей?

3)      Сколько будет, если к 32+33?

4)      Какую цифру надо приписать  слева к цифре 4, чтобы полученное двузначное число делилось бы одновременно на 2, на 3, на 6, на 8?

5)      Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?

6)      Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели.

7)      У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?

Вопросы второй команде:

1)      Сколько хвостов у 40 ослов?

2)      Сколько шин у 9 машин?

3)      Сколько будет, если к 22+23?

4)      Масса гуся 4 кг. Какова будет его масса, если встанет на одну ногу?

5)      Какую цифру надо приписать слева к цифре  2, чтобы полученное двузначное число делилось бы одновременно на 2, на 3, на 6?

6)      Поле пахали 6 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле?

7)      Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько их всего?

8. Домашнее задание.

Инсценировки, стихи, песни на математическую тему.

Л.Пантелеев. «Задача с яблоками».

Нам из Гомеля тетя

Ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок

Было, в общем, немало.

Начал яблоки эти

Спозаранок считать я,

Помогали мне сестры,

Помогали мне братья.

И пока мы считали,

Мы ужасно устали,

Мы устали, присели

И по яблоку съели.

И осталось их - сколько?

 

 А осталось их столько,

 

Что пока мы считали –

 

Восемь раз мы сидели,

 

Восемь раз отдыхали

 

И по яблоку ели.

 

И осталось их - сколько?

 

Ох, осталось их столько,

 

Что, когда в этот ящик

 

Мы опять поглядели,

 

Там на дне его чистом

 

Только стружки белели...

 

Только стружки-пеструшки,

 

Только стружки белели.

 

Вот прошу угадать я

 

Всех ребят и девчонок:

 

Сколько было нас, братьев?

 

Сколько было сестренок?

 

Поделили мы яблоки

 

Все без остатка.

 

А всего-то их было

 

Пятьдесят без десятка.

 

(Яблок было 40, каждому ребенку досталось по 8 яблок, зна­чит, детей было 5: из них 3 брата и 2 сестры.)

Можно  проинсценировать стихотворение  «Треугольник  и квадрат».

Жили -  были два брата:

 

Треугольник с квадратом.

 

Старший - квадратный,

 

Добродушный, приятный.

 

Младший - треугольный,

 

Вечно недовольный.

 

Стал расспрашивать квадрат:

 

 «Почему ты злишься, брат?»

 

Тот кричит ему:

 

«Смотри,

 

Ты полней меня и шире.

 

У меня углов лишь три,

 

У тебя же их - четыре».

 

 Но квадрат ответил: «Брат!

 

Я же старше, я - квадрат»

 

 И сказал ещё нежней:

 

 «Неизвестно, кто нужней!»

 

Но настала ночь, и к брату,

 

Натыкаясь на столы,

 

Младший лезет воровато –

 

Срезать старшему углы.

 

Уходя, сказал:

 

«Приятных

 

Я тебе желаю снов!

 

 Спать ложился - был квадратом,

 

А проснёшься без углов!»

 

Но наутро младший брат

 

Страшной мести был не рад:

 

Поглядел он - нет квадрата...

 

Онемел... стоял без слов...

 

 Вот так месть!

 

Теперь у брата...

 

Сколько новеньких углов? (8.)

 

9. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz