Алексеева Светлана
Анатольевна
Клуб веселых
математиков
(КВМ)
Цели: развивать навыки устного счета, внимание, абстрактное мышление, логику; повышать интерес к математике; развивать речь, кругозор учащихся; способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование : для участников – эмблемы, листы бумаги, ручки, карандаши; для ведущего – листы с заданиями для капитанов и команд.
Команды придумывают себе названия («Пятерочка», «Плюсики», «Нолики» и т. д.)
Жюри подводит итог через каждые два конкурса.
Ведущий: Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день -
Мы приготовили веселый,
Чудесный праздник – КВМ.
1 ученик. Мы веселые ребята
Ине любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть.
2 ученик. Чтоб этот праздник, КВМ,
Вам по душе пришелся всем,
Иметь знания надо прочные,
Быть веселым и находчивым!
1 ученик. А этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
2 ученик. Ведь математика сумеет воспитать
Такую силу мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий. Математика! Мир без тебя был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.
1 конкурс. Разминка.
1) 3 подружки, 3 сестрички
Заплели по 2 косички.
Задаю я вам вопрос:
«Сколько у сестричек кос?»
2)Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала.
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас?
3)Девять расписных матрешек,
В каждой пять дочурок-крошек.
Если б дочки рядом встали,
Сколько б вы их насчитали?
4)Паслись на лугу семь телят,
Семь овец, семь коров, семь ягнят.
-Я мал,- говорит пастушок.
Собрал всех животных в кружок.
-А вот сосчитать не могу:
Их сколько всего на лугу?
5)Четырнадцать лыж у крылечка стоят.
А сколько на них каталось ребят?
6) Белка на ветках сушила грибы.
Грибов – 18, а веток – 3.
По сколько грибов, угадай-ка,
На ветку нанижет хозяйка?
2.
Конкурс смекалистых.
1)Догадайся, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:
5, 10, 15, 16, 20, 25, …
4, 8, 12, 15, 16, 20, …
54, 48, 42, 41, 36, …
72, 63, 60, 54, 45, …
2)Прочитай ребус, выполни вычисления:
• 7 = • =
3)Нарисуйте, как из 4 палочек, не ломая их, получить 7.
Ответ: VII
4)Нарисуйте, как из 4 палочек, не ломая их, получить 15.
Ответ: XV
3.Конкурс
капитанов.
Поставьте вместо вопросительных знаков подходящие цифры так, чтобы получились имена существительные:
4. Разгадай
кроссворд.
По горизонтали:
I. Единица длины.
3. Упражнение,
для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ.
4. Русская мера
счета, обозначающая «половина второго десятка».
5. В школьной
сумке я лежу, как ты учишься, скажу.
6. Математическое действие.
7.
Прямоугольник с равными сторонами.
8. Однозначное число, любимое всеми школьниками.
9.
Математическое выражение, требующее выполнения некоторых действий над
числами.
10.
Математический знак в виде отвесной черты (прямой, закругленной,
фигурной).
II. Фамилия
древнегреческого математика.
По вертикали: 2. Школьный предмет, которому
посвящен наш КВН.
Ответы.
По горизонтали: 1. Километр. 3.
Задача. 4. Пятнадцать. 5. Дневник. 6. Умножение. 7. Квадрат. 8. Пять. 9.
Пример. 10. Скобка. 11. Пифагор.
5. Конкурс «Аукцион». (Вопросы задаются не по
очереди каждой команде, а сразу обеим: кто быстрее ответит.)
1. Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните?
2. Шесть штук картофеля сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна штука?
3. Чтобы сварился 1 кг мяса, требуется один час. За какое время сварится полкилограмма такого же мяса?
4. Можно ли разделить пять конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке?
5. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?
6. Прочитай
пословицу.
5 6 13 21 - 3 18 6 14 33, 17 16 20 6 23 6 - 25 1 19!
(Делу – время, потехе – час.)
7.
Блицтурнир.
За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы.
Вопросы первой команде:
1) Сколько хвостов у восьми коров?
2) Сколько ушей у пяти мышей?
3) Сколько будет, если к 32+33?
4) Какую цифру надо приписать слева к цифре 4, чтобы полученное двузначное число делилось бы одновременно на 2, на 3, на 6, на 8?
5) Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
6) Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели.
7) У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?
Вопросы второй команде:
1) Сколько хвостов у 40 ослов?
2) Сколько шин у 9 машин?
3) Сколько будет, если к 22+23?
4) Масса гуся 4 кг. Какова будет его масса, если встанет на одну ногу?
5) Какую цифру надо приписать слева к цифре 2, чтобы полученное двузначное число делилось бы одновременно на 2, на 3, на 6?
6) Поле пахали 6 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
7) Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько их всего?
8. Домашнее задание.
Инсценировки, стихи, песни на математическую тему.
Л.Пантелеев. «Задача с яблоками».
Нам из Гомеля тетя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике яблок
Было, в общем, немало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я,
Помогали мне сестры,
Помогали мне братья.
И пока мы считали,
Мы ужасно устали,
Мы устали, присели
И по яблоку съели.
И осталось их - сколько?
А осталось их столько,
Что пока мы считали –
Восемь раз мы сидели,
Восемь раз отдыхали
И по яблоку ели.
И осталось их - сколько?
Ох, осталось их столько,
Что, когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели...
Только стружки-пеструшки,
Только стружки белели.
Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок:
Сколько было нас, братьев?
Сколько было сестренок?
Поделили мы яблоки
Все без остатка.
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.
(Яблок было 40, каждому ребенку досталось по 8
яблок, значит, детей было 5: из них 3 брата и 2 сестры.)
Можно
проинсценировать стихотворение
«Треугольник и квадрат».
Жили - были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
«Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их - четыре».
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я - квадрат»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато –
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратом,
А проснёшься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет квадрата...
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата...
Сколько новеньких углов? (8.)
9. Подведение итогов.